Чтиво  » Статьи  » Бизнес  » Взаимовычет 27 июля ...

Взаимовычет 27 июля ...

Взаимовычет

27 июля Казначейство неожиданно запретило возмещение НДС через зачётные схемы. Но зачётная машина должна скоро заработать вновь

То самое письмо

Государственное казначейство Украины

Государственное казначейство Украины
Управление кассового планирования
государственного бюджета

Начальникам управлений
Государственного казначейства
в Автономной Республике Крым,
областях, гг. Киеве и Севастополе

27.07.01 г. №03-06/502

В связи с напряженным положением, сложившимся с поступлением платежей в бюджет, и руководствуясь статьей 6 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2001 год” относительно запрета осуществления расчетов с бюджетом в неденежной форме, необходимо временно, до отдельного распоряжения, приостановить осуществлять возмещение налога на добавленную стоимость согласно постановлению Кабинета министров Украины от 07.12.99 г. №2215.

Заместитель Председателя А.С.Даневич

Странное письмо

Image27 июля заместитель главы Казначейства Александр Даневич подписал письмо, в котором сообщает о необходимости остановить возмещение НДС через механизмы, введенные постановлением Кабмина №2215 (см. “То самое письмо”). Письмо было адресовано начальникам областных управлений Казначейства, а также управлениям в АР Крым и Севастополе. Таким образом, Казначейство фактически отменило постановление правительства, что выглядит по меньшей мере странно даже для Украины. Однако, по информации наших читателей (например, см. стр.56. — Ред.), письмо было мгновенно принято к исполнению. В результате территориальные отделения Казначейства прекратили подписание всех протоколов на возмещение НДС через взаимозачет.

Но представители “зачетных” фирм полагают, что зачетные схемы скоро опять будут запущены. Правда, при этом не исключены некоторая корректировка и ужесточение правил использования этих схем.

С другой стороны, зачетное возмещение НДС уже давно превратилось в достаточно развитой бизнес. Потому механизм работы постановления №2215 стоит того, чтобы о нем написать подробнее.

Что даёт постановление №2215 бюджету

Например, к моменту появления странного письма Казначейства только в столице насчитывалось около 30 фирм, работающих с зачетными схемами. Точнее, пытающихся работать. Менее половины из них проводят зачеты, используя ресурсы своих постоянных клиентов, остальные — от случая к случаю. Но отнюдь не эти фирмы являются серьезными игроками на рынке взаимозачетов. Все решения о проведении зачета принимаются на самом деле в налоговой. Именно такое положение дел, по словам участников этого необычного рынка, и дает надежды на возобновление действия постановления (надо полагать, что и Кабмин вряд ли останется сторонним наблюдателем отмены Казначейством своего постановления. — Ред.).

Если обратиться в такие фирмы с предложением кредиторского/дебиторского ресурса, первым интересующим их вопросом будет: “Какой регион?”. Если фирма не имеет “практического” опыта работы с налоговой указанного региона, последует ответ: “Извините, мы с данным районом/областью не работаем”.

При разработке постановления №2215 предусматривалось, что зачеты по данной схеме помогут “возмещенцам” хотя бы косвенным путем получить переплаченный НДС. Например, через уменьшение долга перед своими кредиторами, которым, в свою очередь, уменьшают долг перед бюджетом.

Кроме того, хронические должники бюджета имели возможность погасить свою недоимку через реализацию продукции кредиторам бюджета, например экспортерам. Что, в конечном счете, отвечало нынешнему стремлению к расчетам только “живыми” деньгами.

В постановлении №2215 кредитор бюджета назван плательщиком НДС. Таким образом, совершенно серьезно дебитор бюджета, участвующий в зачетной схеме, может быть назван недоплательщиком.

Что даёт постановление №2215 налогоплательщику

Справедливости ради, стоит признать, что постановление действительно позволяет уходить от уплаты части НДС. Для этого была разработана и успешно применялась вексельная схема. Рассмотрим типичную схему взаимозачета векселем налоговых обязательств дебиторов и кредиторов бюджета (см. “Как проводится “вексельный” взаимозачет”), которая, на первый взгляд, выглядит достаточно просто. Но на практике, естественно, возможны различные вариации. Например, недоимщик (“дебитор”) может перечислить 100% своего долга посреднику при согласии кредитора на 75%-ное возмещение (и получить 20% сверху, “налом”) и т.д. А “конверт” можно вставить на любом этапе.

Такая вот музыка. Но если есть музыка, то кто же за нее платит? Платит “возмещенец” — кредитор бюджета, а точнее, предприятие, уплатившее в свое время НДС и ждущее возмещения, например металлургическое предприятие-экспортер, ГОК и т.п. Именно он, получая от дебитора-недоплательщика “живые” деньги, согласен получить меньшую сумму за свой, ранее уплаченный НДС, справедливо полагая, что ждать возмещения от государства — дело пустое. Размер его потерь (или прибыли посредников вкупе с дебитором, смотря с какой стороны посмотреть) зависит от региона. В отдельно взятом районе или области могут действовать свои, особые “правила” игры на данном рынке. Так, в одном из областных центров Казначейство совершенно официально отчисляло 5% суммы любого зачета “на постройку моста через Днепр”. Также серьезные коррективы вносит налоговая — то признавая вексель в качестве товара, то нет и т.д.

Решающим фактором становится степень необходимости предприятия в финансовых ресурсах. В прошлом году в Киеве и Днепропетровске “ходил военный НДС” (“зачетные” векселя с участием Минобороны). За неделю до окончания срока действия постановления, регламентирующего его возмещение, стоимость этих ресурсов упала до 50% и даже 40% — ну очень их было много (сумма, предлагаемая к возмещению у среднего посредника, составляла 20-25 млн грн.). Можно, конечно, не торопиться, ждать благоприятного момента, благо постановление №2215 все еще действует (недавно принятый Закон об отмене картотеки даже облегчил порядок его выполнения), или ждать “прямого” возмещения из бюджета. Кстати, “прямое” возмещение тоже стоит недешево (злые языки утверждают — порядка 25-26%, дисконт зависит от ...понятно чего). Или можно ждать, когда налоговая “возместит” стульями, грузовиками, женскими колготками и прочим нереализованным имуществом из налогового залога (которого, благодаря тому же Закону об отмене картотеки, будет предостаточно).

Мнение руководителя “зачетной” фирмы

Николай Н.

— Нашими клиентами в основном являются крупные экспортеры Киевской области. Естественно, мы стараемся работать с областями. В работе с регионами важно знать требования местных налоговых администраций к конкретному плательщику НДС, хотя, конечно, все они подчиняются общим требованиям, рассылаемым в письмах. Иногда приходится разъяснять на месте, что написало их республиканское начальство, доказывать. К нам также обращаются предприятия, которые переходят на 10%-ный налог, другие предприятия, у которых не предвидится выплата НДС, например, ликвидирующиеся предприятия.

Естественно, предпочтение мы отдаем крупным клиентам, но также рассматриваем любые предложения. Помогаем и посредникам.

Наверное, единственный негативный фактор при проведении зачета — необходимость проведения документальной проверки предприятия для получения справки из налоговой. Хотя, если предприятие проводит зачет не в первый раз, есть определенное доверие налогового органа, и особых проблем это не вызывает.

В принципе, работа по постановлению №2215 — уже сложившаяся практика, достаточно хорошо отлаженный механизм. В налоговых к нему уже “привыкли”. Хотя были определенные проблемы в конце 2000-го, январе 2001-го: некоторые налоговые просто “тормозили” зачеты, не подписывали протоколы. Тут, конечно, все зависит от определенного “административного” ресурса.

В целом, я оцениваю принятое 07.12.99 г. Кабмином постановление как позитивный шаг — “и волки целы, и овцы сыты”. Смотрите, бюджет наполняется? Наполняется. У налоговой меньше проблем, да и предприятиям это выгодно.

Мнение представителя Казначейства

ImageСтефан СТЕФАНОВСКИЙ, начальник управления внутреннего аудита Государственного казначейства Украины:

— При осуществлении процедуры возмещения по постановлению КМ №2215 Казначейство проверяет наличие необходимых документов и ведет учет совершенных зачетов. Если нет какого-то документа, Казначейство может остановить зачет. Хотя окончательное решение принимается в налоговой. Было несколько случаев, когда Казначейству пришлось остановить выполнение зачета. Были претензии к законности осуществления этих операций.

Наше управление также осуществляет контроль на местах. При проверке областных управлений проверка документации по постановлению №2215 обязательна.

Для повышения прозрачности деятельности по №2215 наши эксперты подготовили проект, в соответствии с которым зачеты оформляются как однодневный банковский кредит. Для его реализации планировалось объявить тендер для банков. На рынке действовали бы несколько банковских структур с разветвленной филиальной системой.

Сейчас Казначейство готовит проект упорядочивания межбюджетных отношений при оформлении зачетов, что также будет способствовать наполняемости бюджета при повышении роли регионов в бюджетной политике.

В 2000 году объем возмещенного НДС по постановлению №2215 составил 1,7 млрд грн.

За первый квартал 2001 года проведено взаимозачетов на 470 млн грн. Эта цифра несколько меньше аналогичной за 2000 год, но практика показывает, что проведение зачетов активизируется во втором и четвертом кварталах. Кроме того, в январе ожидалась отмена постановления №2215 (в связи с принятием Закона о бюджете, в котором сказано, что все формы неденежных расчетов будут отменены). Последними письмами (например, от 19.01.01 г. №03-06/416) Казначейство совместно с ГНАУ достаточно четко разъяснило роль постановления №2215 в бюджетной политике государства. Казначейство дает указание активизировать межобластную работу, особенно в областях с высокой долей экспортного НДС.

В заключение хочу пожелать руководителям предприятий — чтобы не было проблем с Казначейством при проведении возмещения, оформляйте документы в соответствии с действующим законодательством.

“Взаимовычет” в “лицах”
Image Image Image Image
Руководитель предприятия “Д”: “Почему я должен платить 100% НДС? Чем я хуже Пети, который платит 80%?”.
В банке приобретается вексель любого предприятия стоимостью меньшей, чем задолженность перед бюджетом.
Вексель передается предприятию “К” за сумму, равную задолженности предприятия “Д” перед бюджетом.
По акту сверки задолженности
между предприятиями (“К” и “Д”) налоговая (и казначейство) подписывает протокол о взаимозачете. Цель достигнута...

Бизнес

 

 

карта сайта
Новости
10.03.05 16:44

Очевидное?

Маленький фоторепортаж о летающей пробке.

Подробнее .. >>


10.03.05 16:42

Фотографии интерьера

Создан новый раздел для фотографий интересного интерьера Первым в разделе стал С..

Подробнее .. >>


13.01.05 21:13

Закончен переход на PHP

Завершена основная часть нового движка на PHP. Много всяких улучшений и изменени..

Подробнее .. >>


Поиск





 Рекомендуемое разрешение экрана от 1024x768 http://www.collection.com.ua BestHosting webmaster © 2002-2006