Чтиво  » Статьи  » Бизнес  » Новые методы возмеще...

Новые методы возмещения НДС

Новые методы возмещения НДС

Нежелание властей возвращать НДС «живыми деньгами» стимулировало развитие рынка «налоговых взаимозачетов», предлагающего сегодня легальную услугу не платить часть НДС в бюджет


Даже с учетом последних уточнений порядка возмещения НДС постановление КМУ №2215 оказывает помощь предприятиям, решившим оптимизировать уплату налога на добавленную стоимость. Главное - обратиться к компетентному посреднику, который пролоббирует зачет в налоговых органах. При этом такое лоббирование является бесплатной услугой для заказчика.

При разработке постановления КМУ №2215 от 7.12.1999 г. «О некоторых вопросах возмещения сумм налога на добавленную стоимость и упорядочения расчетов с бюджетом» чиновники предполагали, что зачеты по предусмотренной в этом документе схеме помогут малорентабельным предприятиям продержаться на плаву без использования бартерных операций. Реализация продукции таких предприятий кредиторам бюджета (например, экспортерам) отвечала политике властей - расчеты только «живыми» деньгами. Но на практике вышло несколько иначе: активно применяемые ныне в Украине схемы, основанные на постановлении КМУ №2215 (Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» облегчил порядок его выполнения), осуществляются в интересах предприятий, заинтересованных в легальной недоплате налога на добавленную стоимость. Именно для этих целей разработана вексельная схема проведения зачета по НДС (адаптирована к требованиям Закона «О вексельном обороте в Украине», который предусматривает ограничения и запреты по обороту некоторых видов векселей).

Кабмин предложил сэкономить на уплате части НДС

Суть схемы такова.

Руководитель некоего предприятия Д задает вопрос: «Почему я должен платить 100% НДС? Чем я хуже своего коллеги, который платит 80%?». Экономия 20% осуществляется в результате нижеследующих действий.

1. Руководитель предприятия обращается к фирме-посреднику, предлагающей услуги по реализации права предприятий на возмещение НДС из бюджета. Если у посредника есть контрагент - кредитор бюджета (предприятие К), предприятие Д к 20-му числу, сроку подачи декларации в налоговую, обнуляет счет (денег нет - заплатить налоги нечем) и становится дебитором бюджета. Предварительно в банке приобретается вексель любого предприятия стоимостью (для дебитора) меньшей, чем задолженность перед бюджетом. Гарантией ликвидности этого векселя является заключение договора на его покупку банком, предварительно продавшим его дебитору, за вычетом комиссии, которая составляет 0,1-0,5%. (Схема работает и при отсутствии дебиторской задолженности у настоящего кредитора плательщика, просто в схему добавляется предприятие - дебитор бюджета, которое является кредитором кредитора плательщика.) Таким образом, предприятие Д превращается в недоимщика бюджета по этому виду обязательного платежа.

2. Вексель по договору поручения передается посреднику для продажи предприятию К за сумму, равную задолженности предприятия Д перед бюджетом. Предприятие К не оплачивает эту покупку и к 20-му числу (обязательно) становится кредитором предприятия Д. На этом этапе осуществляется дробление векселя на части, соответствующие «интересу» посредника и причитающиеся кредитору.

3. По акту сверки факта задолженности между предприятиями К и Д, на основании правильно оформленных и вовремя поданных деклараций, налоговый орган и отделение Госказначейства подписывают протокол о взаимозачете, таким образом списывая кредиторскую задолженность перед бюджетом предприятия К и дебиторскую - предприятия Д. Вексель оплачивается в банке (как правило, он его и не покидает до момента подписания протокола одной из сторон, а все операции (купли-продажи) осуществляются на бумаге).

На рисунке схема выглядит достаточно просто. В реальности, естественно, возможны различные вариации. Например, недоимщик может перечислить 100% своего долга посреднику при согласии кредитора на 75%-ное возмещение (и получить 20% «черным налом») и т. д. Соответствующую фирму-«конверт» можно вставить на любом этапе схемы.

Комиссионные по схеме оплатит претендент на возмещение налога

Как видим, работоспособность схемы во многом зависит от фирмы-посредника. В Киеве зарегистрировано около 30 подобных фирм, которые пытаются работать с зачетными схемами по возмещению НДС из бюджета. Менее половины из них проводят зачеты, используя ресурсы своих постоянных клиентов, остальные - от случая к случаю. Но отнюдь не все эти фирмы являются серьезными игроками на рынке взаимозачетов по налогу на добавленную стоимость. Лидируют те, кто имеет налаженные связи в налоговых органах, принимающих решение о зачете. Однако и в данном случае есть один немаловажный момент.

Так, если обратиться в одну из таких фирм с предложением кредиторского/дебиторского ресурса, первым интересующим их вопросом будет: «Какой регион?». Если фирма не имеет «практического» опыта работы с налоговой указанного региона, последует ответ: «Извините, мы с данным районом/областью не работаем». Если же регион «обкатан», то предприятию, заинтересованному в оптимизации НДС, предложат одну из разновидностей рассмотренной выше схемы.

Общее для всех подобных способов возмещения НДС заключается в том, что комиссионные фирме-посреднику платит кредитор бюджета - предприятие, уплатившее в свое время НДС и ждущее его возмещения, например металлургическое предприятие-экспортер, ГОК и т. п. Получая от дебитора-недоплательщика «живые деньги», руководство такого предприятия согласно получить меньшую сумму за свой ранее уплаченный НДС, справедливо полагая, что ждать возмещения от государства - пустое дело.

Размер потерь такого предприятия (он же - размер прибыли дебитора и посредников) зависит от региона. В отдельно взятом районе или области могут действовать свои, особенные «правила» игры на данном рынке. Например, в Днепропетровске отделение Госказначейства совершенно официально отчисляло 5% от суммы любого зачета «на постройку моста через Днепр». Также серьезные коррективы вносят налоговые органы, которые то признают вексель в качестве товара, то нет.

Впрочем, решающим фактором при формировании суммы «внебюджетно возмещаемого НДС» является степень нужды кредитора в финансовых ресурсах.

Конечно, проанализированная схема учитывает прежде всего интересы фирмы-посредника и вновь образованного недоимщика по НДС. Однако она хоть в какой-то степени способствует оперативному возмещению НДС тем предприятиям, которые заинтересованы в скорейшем пополнении финансовых ресурсов. Ведь все возможные альтернативы имеют гораздо меньшую привлекательность - это либо ожидание прямого возмещения из бюджета (которое также стоит недешево - по некоторым данным в Киеве потери возмещенца обычно составляют 25-26% от суммы возмещения), либо возмещение стульями, женскими колготками и прочим нереализованным имуществом из налогового залога (которого, благодаря тому же закону №2181-III, в скором времени скопится немало).

Николай Новик
руководитель фирмы «Ланс» (фирма «специализируется» на проведении взаимозачетов по НДС)

- Работа по постановлению КМУ №2215 от 7.12.1999 г. - уже сложившаяся практика, достаточно хорошо отлаженный механизм. В налоговых органах к нему уже «привыкли». Наверное, единственный негативный фактор при проведении зачета - необходимость документальной проверки предприятия для получения справки из налоговой администрации. Хотя, если предприятие проводит зачет не в первый раз и к нему налоговики испытывают определенное доверие, особых проблем это не вызывает.

В целом же я оцениваю схемы, основанные на постановлении №2215, как позитивный шаг и для государства, и для налогоплательщиков. Ведь бюджет наполняется, соответственно у налоговых органов проблем меньше. Да и предприятиям это выгодно - был момент, когда наша работа (по проведению зачета) просто спасла одну агрофирму-недоимщика.

Стефан Стефановский
начальник управления внутреннего аудита Государственного казначейства Украины

- При осуществлении процедуры возмещения по постановлению КМУ №2215 от 7.12.1999 г. органы казначейства проверяют наличие необходимых документов и ведут учет совершенных зачетов. Если нет какого-либо документа, казначейство может остановить зачет.

С целью повышения прозрачности деятельности по постановлению №2215 наши эксперты подготовили проект документа, в соответствии с которым зачеты оформляются как однодневный банковский кредит. Для его реализации планировалось объявить тендер для банков. На рынке действовали бы несколько банковских структур с разветвленной филиальной системой.

В 2000 г. объем возмещенного НДС по постановлению №2215 составил 1,7 млрд. грн. За первый квартал 2001 г. проведено взаимозачетов на 470 млн. грн. Эта цифра несколько меньше аналогичной за 2000 г., но практика показывает, что проведение зачетов активизируется во 2 и 4 квартале.

Комп&ньон

 

 

карта сайта
Новости
10.03.05 16:44

Очевидное?

Маленький фоторепортаж о летающей пробке.

Подробнее .. >>


10.03.05 16:42

Фотографии интерьера

Создан новый раздел для фотографий интересного интерьера Первым в разделе стал С..

Подробнее .. >>


13.01.05 21:13

Закончен переход на PHP

Завершена основная часть нового движка на PHP. Много всяких улучшений и изменени..

Подробнее .. >>


Поиск





 Рекомендуемое разрешение экрана от 1024x768 http://www.collection.com.ua BestHosting webmaster © 2002-2006