Чтиво  » Статьи  » Право  » Потребитель имеет пр...

Потребитель имеет право

о том, что свои права и нормативные акты, которые их регламентируют, знать просто необходимо, иначе в попытке отстоять их Вы проиграете "надувателям"...

Потребитель имеет право

ИМЕТЬ ПРАВО!?!

Действительно. Часто то, что мы потребляем: едим, пьем, одеваемся и т.д. для простого человека намного важнее, ближе и понятнее, чем преобразования в макро- и микроэкономике. Но как показывает практика, немногие потребители, а также те, кто предоставляет услуги потребителям, в действительности знают, что это и с "чем его едят".

Человеку в каком-то питейном заведении налили сок, который оказался недоброкачественным. Что он обычно делает? В лучшем случае поругается с продавщицей, результатом чего станет получение им либо стакана сока нормального качества, либо своих денег обратно. С последним вообще тяжело -продавец (кассир, официант) обычно говорит, что покупка уже выбита в кассе и возврат технически невозможен. В худшем случае клиент может получить... "по морде". Обычно он просто уходит. Как может "выкрутить" эту же ситуацию, человек, который просто знает законы и свои права как потребителя (пример из реальной жизни). Одному молодому человеку в кафе налили просроченный и уже испорченный томатный сок. Поняв по вкусу и по запаху, что этим соком его пытаются "надуть" (в прямом и переносном смысле), он решил проучить "надувателей". Для этого он с милой улыбкой на лице купил пакет этого сока и забрал чек. В результате против кафе в суде был выставлен иск о возмещении морального ущерба на очень круглую сумму. Для читателей, не обладающих юридическими знаниями, поясним возмещение морального (не материального) ущерба является одним из видов защиты гражданских прав, об этом пишется Гражданском Кодексе Украины (далее по тексту - ГКУ), а именно в ст.6 п.4. Более подробно об этом написано в ст. 440-1 ГКУ, а именно - "моральный ущерб, нанесенный гражданину действиями иного лица, которое нарушило его законные права, возмещаются лицом, нанесшим ущерб, если оно не докажет, что моральный ущерб нанесен не по его вине". Очень важным моментом в этой статье является следующее - "размер морального ущерба определяется судом с учетом сути исковых требований, характера действий лица, которое нанесло ущерб физических либо моральных страданий потерпевшего, а также иных негативных последствий". Таким образом, моральный ущерб - это переносимые человеком моральные и физические страдания в связи с неправомерными действиями иного лица. Размер морального ущерба первоначально определяется в иске самим потерпевшим (окончательно, в зависимости от убедительности доводов, его определит суд). В этом его отличив от материального ущерба, который может быть определен и без потерпевшего. Все это должен учесть потерпевший, исходя из этого определить сумму и доказать с помощью документов и с в идете -лей, что ему действительно нанесен моральный ущерб и его страдания были такими, что могут быть возмещены только такой суммой. Теперь вернемся к вышеописанной ситуации с некачественным соком. Молодым человеком было подано в суд:

  1. упаковка от томатного сока (доказательство того, что он на момент продажи был просрочен);
  2. чек из кафе (доказательство того, что именно в этом кафе был приобретен сок);
  3. медицинские справки об остром пищевом отравлении и больничный лист на неделю;
  4. счета за дорогостоящие лекарства. Также иск был полностью подтвержден свидетелями. Так, молодой человек в кафе был с приятелем (который все мог подтвердить), его коллеги по работе свидетельствовали, что он сильно переживал по поводу утраты авторитета и деловой репутации (так как ранее почти не болел, а в связи с отравлением не присутствовал на важных встречах и не сделал важную работу).

Из этой истории можно сделать два вывода - первый, для потребителей, о том, что свои права и нормативные акты, которые их регламентируют, знать просто необходимо, иначе в попытке отстоять их Вы проиграете "надувателям". Второй - для тех, чьими услугами пользуются эти самые потребители. Им необходимо дважды подумать, прежде чем рисковать своими деньгами (десяток проданных просроченных пакетов сока не компенсировали бы тому кафе и сотой доли иска). Потребителям необходимо знать хотя бы самые важные, касающиеся их положения Закона Украины "О защите прав потребителей". Такие, как ст.3 этого закона, которая называется "Права потребителей" и гласит о том, что потребитель имеет право на качественную, безопасную продукцию (услуги), право на возмещение убытков, понесенных вследствие нарушения его потребительских прав, а также он имеет право на государственную защиту этих прав, а именно - он может обратиться в уполномоченные органы (перечень далее), и данные органы ОБЯЗАНЫ ему оказать помощь. В ст.4 перечислены органы, которые осуществляют защиту прав потребителей, куда можно и нужно обращаться. К этим органам относятся - Государственный комитет Украины по делам о защите потребителей, его органы в областях, органы государственного санитарного контроля, Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Советы народных депутатов, их исполнительные органы, Антимонопольный комитет Украины. Из перечисленных органов лучше обращаться в территориальные органы (по месту обнаружения нарушения) по делам о защите прав потребителей, так телефон Киевского управления по делам о защите прав потребителей - 417-23-09. В данном перечне также есть суди прокуратура, однако последняя занимается такими делами только в случаях, если в действиях нарушителей прав потребителей есть состав преступления. Потенциальным же "надувателям" следует помнить, что кроме уже описанных выше неприятностей (судебные тяжбы, выплата морального ущерба по решению суда) Закон Украины "О защите прав потребителей" (ст. 5) предусматривает и иные виды ответственности. На нарушителя может быть наложен крупный административный штраф, причем штраф может быть наложен как на хозяйствующий субъект (юридическое лицо), так и конкретно на виновного (физическое лицо). Товар может быть запрещен к реализации (помещение - опломбировано), деятельность нарушителя может быть приостановлена или вообще прекращена. По материалам проверок проверяющим органом может быть направлен иск в суд или эти материалы могут быть направлены в прокуратуру для возбуждения уголовного дела.

Наши люди в большинстве своем еще привыкли жить по устаревшим принципам: "купил, и слава богу", и поэтому предпочитают промолчать, не раздувать проблему, жалеют свое время и нервы, жалеют нечистого на руку работника (продавца, предпринимателя), просто не знают своих прав. Если у вас нет времени, сил, возможностей отстаивать свои права, обращайтесь к тем, кто призван этим заниматься. Есть несколько способов избежать вышеописанных неприятностей. Во-первых, это профилактика (которая, как известно, не такая болезненная, как лечение). Следите за качеством товара, услуг, требуйте этого же от подчиненных. Соответственно необходимо инструктировать работников. Если кассир или продавец заметит, что товар некачественен или просрочен, то лучше, чтобы он его сразу же заменил и за это получил похвалу от шефа, а не "по шапке" за то, что "фуфло не впарил". Во-вторых, если уже неприятность с потребителем произошла, то также советую обращаться к толковому юристу. Если вас во всех инстанциях будет представлять специалист-юрист, в любом случае он либо отведет угрозу, либо уменьшит ее до минимума. Знайте одно: если Вы сами не будете бороться за свои права, той никому другому это не нужно. Ведь недаром старая одесская мудрость гласит - "под лежачий камень портвейн не бежит".

 
#4/2002 ШТРИХ

 

 

карта сайта
Новости
10.03.05 16:44

Очевидное?

Маленький фоторепортаж о летающей пробке.

Подробнее .. >>


10.03.05 16:42

Фотографии интерьера

Создан новый раздел для фотографий интересного интерьера Первым в разделе стал С..

Подробнее .. >>


13.01.05 21:13

Закончен переход на PHP

Завершена основная часть нового движка на PHP. Много всяких улучшений и изменени..

Подробнее .. >>


Поиск





 Рекомендуемое разрешение экрана от 1024x768 http://www.collection.com.ua BestHosting webmaster © 2002-2006